ГБДОУ детский сад №4 Калининского района Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Выступление на педагогическом совете Музыкальный руководитель Стеценко Н.В.

 Цель: Способствоватьповышению компетенций педагогов в вопросах  интеграции  художественной  деятельности.

Задачи:

-Расширять знания педагогов о здоровьесберегающихтехнологиях в музыкальном развитии детей;

-Способствовать  внедрению здоровьесберегающих технологиймузыкального развития в жизнедеятельность ДОУ.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения.Задача педагоганайти  способы и средства для решения этих проблем. Одним из таких средств являются здоровьесберегающие технологии музыкального развития. 
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. 

С помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный ритм облегчает стрессовое состояние.К здоровьесберегающим технологиям музыкального развития относятся валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. Целью моего выступления  является не обсуждение уже известных вамздоровьесберегающих технологий, которыми  музыкальные руководители пользуемся в своей работе, а практические предложения  и рекомендации для педагогов (воспитателей) по использованию  тех из них,которые могут разнообразить привычные виды повседневной деятельности- режимные моменты, ННОД  с пользой для здоровья детей.

Какие же здоровьесберегающие технологии музыкального развития педагог может использовать в повседневной работе педагога с детьми?

1.МУЗЫКОТЕРАПИЯ (слушание музыки)- эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыка повышает способность организм к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Минздрав РФ в 2003г. признал  музыкотерапию официальным методом лечения.

В режимных моментах можно использовать утром при приёме детей, как фоновую музыку (бодрая, радостная, детские песни), перед сном и после пробуждения при раздевании и одевании детей (спокойная классическая музыка и звуки природы).

2.ВОКАЛОТЕРАПИЯ (пение- лечение пением). Развивает межличностные отношения, регулирует психо-вегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к  жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Желательно  как можно чаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно - сосудистой системы, поскольку при пении массируются внутренние органы.

Можно всегда найти время попеть с детьми знакомые песенки.

3.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА- нацелена на совершенствование моторной и двигательной координации и укрепление межфункциональных связей.

ПГ-стимулируют  развитие речевых зон и двигательного поля коры головного мозга.

4.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ – приобщают детей к музыке, помогают понять её содержание, осмыслить её выразительные средства. М.И. способствует системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления. Развитию эмоционально – чувственного компонента. Содержание искусства состоит из человеческих эмоций, настроения, чувств, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритмом, гармонией, темпом, и т.д.)

5. РИТМОТЕРАПИЯ – музыкально-ритмические упражнения и ритмопластика.Ритмотерапия-направленана профилактику, укрепление физического здоровья детей. Развивает двигательные качества и умения,точность и координацию движений,гибкость и пластичность,

формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве, обогащает двигательный опытразнообразными видами движений иовладение собственным телом.

Движение и танец помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняет релаксационную функцию, снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи со сверстниками. Танец, мимика и жест, как и музыка – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.

В Ритмотерапию входит:

Логоритмика- комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов внимания и памяти;

Ритмодекламацию - чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Её основная цель- развитие музыкального, поэтического слуха, чувство слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог и звук произносится осмысленно, с искренним отношением к звучащей речи. Использование  ритмодекламации  формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает чёткую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Чтение стихотворения необходимо  воспринимать как продолжение занятия по развитию речи и не только как  расширение диапазона произносимых слов, выражение чувств и мыслей, но и:

1. Правильное, чёткое произношение

2. Логические ударения во фразе (не более 2х)

3. Выдерживание ритма: не торопиться, не комкать концы фраз.

Внедрение всех перечисленных технологий невозможно без музыкального сопровождения. И здесь музыка выступает как основа технологии.

 Приведу примеры режимных моментов с использованием фоновой музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми.

1. Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.

 Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».

На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года».и т.д.

3.Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдение за птицами -  «Птичка», «Зима прошла»;

за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще..», «Солнышко лучистое» и т.д.

4. После сна тоже можно включать  спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись .

5.В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.

Подбор музыкальных произведений

В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность.

Поэтому:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. 

          Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. 

В приложении вам предлагается примерный перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Он может варьироваться  воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

       Вывод:  Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояние психологического комфорта.

 

Литература:

1.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», СПб  «Детство-пресс» 2010.

2.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка» -методический комплект программы « Детство», СПб  «Детство-пресс» 2012.

3.Анисимова М.В. «Музыка здоровья. Программа здоровьесберегающего развития» . ТЦ «Сфера» 2014г.

4.Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду" г. Волгоград,  "Учитель", 2009.

5.Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет"

г.Москва, ТЦ "Сфера", 2208. 

6.А.И Бурениной «Ритмическая мозаика.Программа по ритмической пластике», Музыкальная палитра СПб 2012г.

 

 

 

 

 

9 марта 2020 в 21:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.